Обновлено: 3 марта 2008 года

От Михайленко Николая Николаевича
г.Юбилейный MO, http://mi.anihost.ru
Губернатору МО

Здравствуйте, господин Губернатор!

Непосредственным поводом для моего обращения к вам является то, что газоны в городе Юбилейном МО, находятся в плачевном состоянии. На них паркуются автомобили. Произошёл самозахват газонов многочисленными автовладельцами. Не только у меня под окном, по всему городу это так.

А ведь газоны - это лёгкие города, без них город задохнётся и погибнет. Кое-где в Юбилейном на газонах стоят даже гаражи-ракушки.

Почему я обращаюсь к Вам, а не к руководству города? Потому, что в срочном порядке надо решать вопрос так, как это сделано в Москве. Не должно остаться ни одного неогороженного газона! А у города на это средств нет. А если такие средства будут выделены и попадут в городской бюджет, они до газонов всё равно не дойдут. Всегда где-то надо срочно чинить крышу, где-то менять трубу. Неотложные нужды. До газонов деньги не дойдут.

Сила Москвы в том, что кроме районных бюджетов, есть консолидированный городской и можно решать проблемы всем мегаполисом.

Я полагаю, что экологические проблемы надо решать на уровне области. Конечно Московская область громадна, но если выделить ближнее Подмосковье в отдельный кластер, то получится как раз то, что надо. Важно исключить нецелевое использование "экологических" денег.

У меня на ул. Соколова 7/4 со двора газон вровень с дорогой. И машины на него заезжают, и контейнер с мусором на газон сбрасывали, и строительные материалы несколько месяцев как свалены, деревья сохнут. Обращался к начальнику ЖЭУ-3 Корбут Валентине Николаевне ещё 10 августа 2006 года письменно, а потом и устно. Сначала обещали оградительные столбики поставить, а потом посмеялись как над дурочком, ничего не сделали. Страшные люди, бога не бояться.

Посмотрел я вокруг и опечалился. По-всему городу газоны затоптаны и заезжены, а личный транспорт всё пребывает и пребывает, ставить его некуда. Ну, допустим спасу я свой конкретный газон, но городу без газонов одно - смерть и мне здесь не жить.

А потом я подумал, а ведь город Юбилейный - жемчужина Подмосковья, победитель конкурсов и смотров, в других-то городах всё ещё гаже.

И вот я, червь земли, дерзаю обратиться к Губернатору, с конкретным планом срочного спасения газонов для всей области. Робею, но более "не могу молчать".

Я предлагаю полностью отказаться от декоративного элемента - сделать ограждение чисто функциональным и малозаметным. Природа Подмосковья ещё не убита и красива сама по себе, не надо оградок, как на кладбище.

Я предлагаю утвердить единый стандарт ограждения для всей области и разметить громадный заказ по минимальной цене на оборонном предприятии.

Ограждение состоит из секций по два метра в длину. Собственно ограждение это горизонтальная труба толщиной в два пальца, труба чёрного цвета или тёмно-зелёного цвета. Высота над землёй - 90 сантиметров. Меньше нельзя, иначе любители ходить по газонам просто переступят через ограждение.

Вертикальная стойка уходит на полметра под землю и фиксируется в бетонном основании. Секции между собой свариваются. Такое ограждение должно выдерживать наезд джипа (не смяться) и после установки его нельзя просто так вытащить и сдать в металлолом.

Огораживать надо с перспективой на будущее. По мере развития рыночных отношений и усиления миграционных потоков народ будет дичать. Всё, что не защищено, будет разрушаться и разворовываться.

Можно привлечь средства населения и организаций - те, кто войдут с Областью в долю - будут огораживаться в первую очередь. Бригады профессионалов по установке ограждения формируются и финансируются Областью из отдельного экологического фонда.

Вот и весь план. Срок реализации - год, максимум - два года.

В Юбилейном положение с автомобилями не легче московского. Конечно, пока мы дышим воздухом, а не тем, чем дышат в Москве. Но как долго это продлится, если газоны в городе уничтожаются?

Хорошо, если бы ваш представитель приехал сюда часов в 11 вечера и подсчитал количество автомобилей на квадратный метр. Ведь есть же и на этот счёт какие-то санитарные нормы! Город Юбилейный весь превратился в одну большую автостоянку.

Срочно необходимо оградить все газоны в городе, причём сделать это надо надёжно, с учётом растущего вандализма населения. Но срочно не получится. И за месяц не получится. А жить-то надо сейчас.

Как вы полагаете, может Главе города стоит сделать в местной печати решительное заявление, типа: "Парковать личный автотранспорт на газонах запрещено и мы этого не допустим". Сделать вот такое решительное заявление в стиле Лужкова. Будет толк? И пусть Глава сориентирует работников милиции, участковых и работников жилищного хозяйства, чтобы сгоняли автовладельцев с газонов. Может кто и послушается, как Вы думаете?

У нас в подъездах установлены информационные доски. На них среди прочего появились списки должников по квартплате и долги уменьшились. А вот если бы Глава города предложил жильцам самим вывешивать номера автомобилей, заезжающий на газон, может быть нарушений стало меньше? Как Вы думаете?

Конечно, хорошо бы увещевания автовладельцев дополнить увесистыми штрафами за парковку на газонах. Но как их оформить - это особая история.

Самоё трудное в жизни - изменить многолетние привычки, особенно если это привычки масс, их уклад жизни. По правде говоря, газоны уничтожают и сами пешие люди, население. Лозунг "Не ходите по газонам!" - самоочевидный для Москвы, пока не является таковым для населения Юбилейного. Действует инерция мышления.

Ближайшая станция железной дороги называется "Подлипки-Дачные". Когда-то здесь был дачный посёлок, а теперь Юбилейный, город плотной застройки многоэтажными домами. Давление на природу усилилось многократно, а мышление людей осталось старое - дачное. Где хочу - там и хожу. В черте города находится комитетский лес (не кaгэбешный, а от имени благотворительного комитета 19 века). Старожилы говорят, раньше в этом лесу собирали грибы и ягоды. Прошло то время. Теперь собрать можно только пустые бутылки, банки и прочий мусор.

Местная пресса проводит разъяснительную работу, постоянно напоминает об условиях проживания в интенсивной городской среде. И администрация города поддерживает эту работу, но как-то вяло, дежурно и главное - штрафов нет, штрафовать некому. Много ли достигнешь одними увещеваниями?

Есть в Юбилейном единичные газоны в приличном состоянии. В центре - для показа Губернатору, а где-то добросовестный дворник работает, где-то кто-то из жильцов потрудился, облагородил участок под окнами. Но впечатление жалкое. Без ограждения газоны беззащитны, власть самоустранилась. А что там вместо ограды? Где верёвочка рваная, где проволочка кривая, где спинка от кровати. А более всего в качестве ограждения используются врытые в землю шины - реальное препятствие для любителей въезжать на газон. Но как же эти шины роняют и унижают город! Будто здесь живут нищие люди, а не генералы военно-технической мысли. По всему городу брошенные шины. Стоило бы спросить у граждан, сколько денег они готовы пожертвовать на нормальное ограждение? Без излишеств, но прочное.

Всё познаётся в сравнении. Как Вы полагаете, даст ли эффект, если местная печать в нескольких номерах газеты будет печатать фотографии газонов: слева - в Юбилейном, а справа, ну хоть, в Южном Бутово. Только по-честному, не показные. Пусть люди сравнят.

Инерция привычек - страшная сила. По обыкновению люди ставят автомобиль себе под окнами, чтобы увидеть, когда его будут угонять или раскурочивать. Понятно желание дать соседям послушать, как работает ночью звуковая охрана на твоём личном авто.

Но времена меняются. Если раньше приобретение автомобиля было труднодостижимой мечтой жизни, то теперь подержанное авто с ржавым кузовом стало общедоступно. Нет проблемы купить машину. Но где её парковать? Если каждый поставит её себе под окна, то весь город автоматически превращается в автостоянку. Именно это и произошло в Юбилейном. Природа пока выдерживает это чудовищное насилие, но надолго ли хватит её? Местные жители ещё не знают что такое экологическая катастрофа, но я её уже видел на Шарикоподшипниковской.

Надо формировать "новое мышление": хочешь жить в городе и ездить на личном авто, будь готов, что тебе каждый раз придётся тратить 20 минут на то, чтобы пешком добраться до гаража. Так что решай сам, так ли уж тебе нужна личная машина. В новых условиях надо думать не о цене машины, а о том, во что выльется её эксплуатация.

Как раз тот случай, когда нужен "административный ресурс", чтобы заказать в местной прессе "рекламную" компанию по вразумлению автовладельцем. Привычки менять трудно, я понимаю. Но что же делать? Жизнь меняется, надо менять и привычки.

А где ж тогда парковать автомобили, если не на газонах? В городе есть автомобильные гаражи, но они заполнены. А частный транспорт всё пребывает. Может построить гигантскую автопарковку под открытым небом? Оказывается, для неё нет места!

Все знают, что в мире есть такое чудо: древний город Рим, а внутри города расположено целое государство - Ватикан, со всеми атрибутами государственной власти. Причуда природы.

Нечто подобное существует и в Подмосковье. Город областного подчинения Юбилейный уместился целиком внутри города Королёв. У Юбилейного нет собственного пригорода, нет неосвоенных территорий, нет места для парковки автомобилей. Да и жителей-то всего чуть более 30 тысяч, домов чуть более 100. Большая загадка природы и то, что при этом можно содержать городское хозяйство, городскую администрацию и вести масштабное жилищное строительство, уходя этажами в небо.

Что же делать и как же быть? Где парковать автомобили? Можно пообещать, что через 5 лет в Юбилейном будет построен 15-ти этажный гараж (10 этажей сверху, 5 - под землёй). Но газоны к тому времени уже погибнут под колёсами автомобилей. Можно пообещать, что во дворах будут созданы парковочные места. Но откуда земля, не от тех ли самых газонов она будет отторгнута? Произойдёт легализация самозахвата? А на долго ли хватит этих дворовых парковок. Автомобильный бум завтра не закончится. Число частных авто будет расти.

Хотелось бы услышать, какое решение проблемы видит глава города в текущем году. Вопрос перезрел. Если готового решения у администрации Юбилейного нет, давайте объявим мозговой штурм. Здесь живут не простые люди, местные генералы ракеты в космос запускали. Задача: где парковать автомобили, если в городе нет свободного места, нет вокруг пустырей, которые можно было бы присоединить и освоить под гаражи.

Мой слабый ум пасует перед сложностью задачи.

Вот есть заброшенная железнодорожная ветка, выходящая на улицу Тихонравова. Нельзя ли быстренько создать коммерческую структуру, дать ей преференции, чтобы в этом году расчистила дорогу, установила навес и брала с автовладельцев 15 рублей в сутки за парковку? А через Совет депутатов провести решение запрещающее парковку во дворах.

А вот таинственный 4-ый ЦНИИ МО, занимающей громадную территорию, может треть всей территории города. Что там за забором? Большая государственная тайна. А нет ли там пустыря, который бы город мог бы арендовать под временную автостоянку годика на два?

Решения я не знаю. Знаю, что замалчивать проблему более нельзя. Сам собою вопрос не рассосётся. В Юбилейном построен городской стадион. Это заслуга главы города, который всячески поощряет развитие спорта. Замечательно! Но где парковать автомобили? Если кому надо на стадион, пожалуйста, 15 минут пешком и вы на стадионе, правда королёвском. Жителей Юбилейного туда пустят, прописку там не проверяют. А машины где парковать? Что приоритетнее?

Проблема усугубляется ещё тем, что на пятачке земли, который занимает уникальный город Юбилейный планируется и фактически ведётся интенсивное строительство. Многие слышали про скандальную "Лесную корону". Строительство многоэтажного жилого комплекса заморожено, не хватает разрешительных документов. Инвесторы в панике. Надо думать, что комплекс так или иначе будет достроен, приедут тысячи новосёлов со своим автотранспортом. Куда его ставить, что станет с экологией?

Другие три громадных 16-этажных здания завершаются строительством и уже заселяются, примыкая к комитетскому лесу с юга. Не затопчут ли тысячи счастливых обладателей новых квартир маленький комитетский лес? Где они будут парковать свои авто?

Магистральная улица Пушкинская проходит по условной границе, отделяющей Юбилейный от города Королёв. Административный маразм: на ней два дома номер 13, по разные стороны улицы: один королёвский, другой принадлежит Юбилейному. В Берлине была стена между двумя немецкими государствами, а у нас есть улица Пушкинская на границе городов. Там громадный жилой комплекс возведён и заселяется со стороны Королёва. Но экологическая нагрузка ляжет на Юбилейный, их автомобили пойдут через нас.

Существует чудовищные планы "достройки" существующих домов. Планируется к пятиэтажкам достроить по два этажа. С какой вредительской целью? Расстояние между домами "привязано" к их этажности. Наши пятиэтажки и без того стоят тесно. Если увеличить этажность, то меняется режим аэрации и световой, снижается качество жизни. Где будут парковать авто новые жильцы? Места на газонах для всех не хватит.

С какой целью ведётся интенсивное жилищное строительство в миниатюрном городе Юбилейный? Городу не нужны тысячи новых квартир. Здесь нет пустующих цехов и простаивающего оборудования, нет нужды в привлечении рабочей силы. Очевидно, строим на продажу, торгуем близостью к Москве и пока ещё не убитой природой, воздухом, которым можно дышать. Надолго ли хватит этого ресурса? Весь город превратился в автостоянку!

Часть квартир купят москвичи-пенсионеры, беженцы из отравленной Москвы. А другие квартиры, не приобретут ли их лишь ради сохранения денег и сдачи в наём? Не превратится ли Юбилейный в "жилищный вертеп", с постоянно меняющемся населением, с высокой преступностью, алкоголизмом, наркоманией и педерастией?

Уровень духовного благополучия и культуры надо определять по состоянию подъездов. Мы разительно отличаемся от Балашихи и превосходим Москву по этому параметру. Нас надо охранять, как озеро Байкал. Нельзя нас так застраивать.

Крайнее недоумение вызывают планы расширить улицу Тихонравова, увеличить проезжую часть в два раза. Как же так? Улица эта не на пустыре, она проходит по благоустроенному району. Придётся уничтожить, снести некоторые постройки и главное вырубить сотни деревьев. Если же деревья не рубить, то они сами погибнуть от ядовитых газов близко идущего транспорта.

А зачем расширять улицу Тихонравова? С какой такой целью? Говорят, что она загружена транспортным потоком. Да, движение по ней интенсивно. Но расширение её только усугубит ситуацию. Улица выходит на ярославское шоссе, и масса машин с Ярославки "рванёт" через город, если полоса будет увеличена. Неужели местные космические генералы и местные поэты, певцы природы и члены союза писателей, не могут сложить два и два и попытаться остановить безумные планы?

Реализация существующих градостроительных планов означает гарантированное уничтожение города Юбилейный, как жемчужины Подмосковья, места где во дворах растут сосны, а в подъездах не гадят люди. Если эти планы будут реализованы, на месте Юбилейного образуется городское гетто, чёрная дыра с отравленным воздухов и высокой преступностью, и человеком, потерявшемся в колодце между "башнями". Отсюда придётся бежать также, как из больной Москвы.

Если бы у Юбилейного был собственный пригород, то строить можно было бы на пустырях и там же разместить гаражи. Но Юбилейный находится в окружении города Королёв, прирастать ему нечем. Уходить этажами в небо - чистейшее безумие. Допустим достроили по два этажа на пятиэтажки, но границы города остались те же. Чем дальше торговать городу? Ещё два этажа добавить? Это безумие. В экологически ущербном месте квартиры обесценятся.

Я долго над всем этим думал и вот нашёл пять вариантов развития событий:

1) существующие градостроительные планы реализуются и Юбилейный превращается в городское гетто, в чёрную дыру, в Москву

2) принимается концепция "нулевого роста". Новые дома строятся только взамен сносимых по-ветхости и без повышения этажности.

3) удаётся заключить Генеральное Соглашения с городом Королёв о совместном освоении окраин

4) Юбилейный капитулирует и сливается с Королёвым, чтобы получить пригород

5) Происходит реформирование власти в области. Города получают полномочия аналогичные районам Москвы. Область делится на кластеры, выделяется, в частности кольцо ближнего Подмосковья. Распределение земель прерогатива Губернатора. Осуществляется переход от городской застройки к равномерной малоэтажной застройки области, как единого субъекта Федерации.

При любом развитии событий, надо иметь ввиду, что Королёв и Юбилейный это связная городская территория, волею судеб поделённая между двумя администрациями. Юбилейному досталась меньшая, но лучшая часть, здесь сосен больше. Если начнут травить крыс в Королёве, они все перебегут в Юбилейный. Так что налаживать взаимодействие и создавать атмосферу доверия необходимо в любом случае.

То, что прокуратура Королёва только за один год провела 90 (?!) проверок деятельности администрации Юбилейного, это свидетельствует, что "симфония" административных отношений пока не достигнута. При сильной губернаторской власти противоречия устранялись бы быстрее.

В федеральной программе по жилью сделан акцент на малоэтажное строительство. В Москве оно невозможно. У Москвы, как субъекта федерации, земельный ресурс исчерпан. Строить приходиться "у себя на голове". А в московской области земли много. Зачем же искусственно тесниться в городах? Ради общего блага можно пересмотреть статус городов московской области, усилить роль Губернатора и перейти к равномерной застройке субъекта федерации.

Этажность имеет значения. У меня был родной дом в Лосинке в два этажа, в 1954 году это был город Бабушкин. Сейчас там Москва, Лосинка, улица Изумрудная, на месте жилого дома - коробка АТС. Дом снесён, но душу греет, что родной дом у меня был. Надеюсь, что и у вас был родной дом, есть что вспомнить.

А теперь представьте младенца, проведшего первые месяцы жизни в современном многоэтажном доме. Ведь человек не пчёлка, чтобы жить в улье. Семнадцатиэтажный железобетонный гроб ни для кого не может быть родным домом, в лучшем случае - временное прибежище. У такого ребёнка в психике одной точкой опоры меньше. Нет родного дома.

Жильё должно быть соразмерно человеческому росту, иначе оно его подавляет, провоцирует негативные импульсы - ломать и гадить, гадить и ломать. Три-четыре этажа человеческая психика ещё может освоить, такой дом может стать родным. Но не башня в пятнадцать этажей! А в Юбилейном умудрились построить жилой дом в 24 этажа! Переплюнули Королёв. А чем гордиться? Разве что флагом на крыше башни. Но рожать в башне я никому не советую и рождаться тоже.

Материал из которого построен дом имеет значение. Что такое архитектура я почувствовал только в Южном Бутово. Место это вроде как не статусное, не для богатых. Но выйдем из метро на улице Горчакова. Кручу головой на 360° - красота. Я там жил до переезда в Юбилейный. Пока строили - красоты не замечал. А как построили - ахнул, стал виден единый замысел для обширной территории, для ансамбля домов. Вероятно, всё рассчитали на компьютере, настолько точно строения друг к другу подогнаны.

В Юбилейном архитектуры нет вовсе, если только не считать таковой казарменный стиль, когда коробки домов ставят в линию, в параллель или перпендикулярно. А в Южном Бутово дома ведут хоровод, стоят под самыми разными углами, вписаны в ландшафт, разноэтажны и продумано разноцветны. Между домами просторно. Ландшафт облагорожен, болотца превратились в ручьи, через них брошены мостики. Большие средства вкладываются в поддержание в хорошем состоянии газонов, которые все огорожены и машин на них нет. Отчего же я поменял квартиру? Уехал из нового дома в Южном Бутово (Москва), чтобы поселиться в доме с проржавевшими трубами в Юбилейном (область).

Именно потому, что материал имеет значение. Приятно прогуляться по широким улицам Южного Бутово, вертя головой и рассматривая раскрашенные дома. Но не полезно для здоровья жить в этих домах. Южное Бутово - сплошной железобетон. Над моей голове там постоянно висело девять железобетонных плит.

Мысленно уберите бетон, что останется? Металлическая клетка и человек в ней. Мы сочувствуем зверю в клетке, понимаем, что такая жизнь не нормальна. А людей селить в железобетон не жалко? Раньше из такого, прости господи, строительного материала возводились только специфические конструкции: например, бункер Гитлера или свинарник. Потом, какая-то "умная голова" решила, что можно селить в железобетон для постоянного проживания и людей.

Конечно, преимущества есть: быстрота и дешевизна строительства. Железобетонная конструкция может выдержать прямое попадание ракеты. Почему рассыпался в прах дом на Каширке при террористическом акте? Потому что был кирпичный. Железобетонный бы повис на арматуре.

Преимущества у железобетона есть. Но для постоянного проживания людей он не годится. Металлический каркас - типичная сетка Фарадея. Вспомните школьный курс физики - экранирование статического заряда. Космическое излучение также частично экранируется. Мы, как биологический вид, тысячелетиями адаптировались к определённому космическому фону, а попали под сетку Фарадея. По мере развития информационных технологий необходимость покидать жилище уменьшается. Рабочее место переносится домой. Человек всё реже выходит из металлической клетки на природу. Отсюда рост иммунных и других "непонятных" заболеваний. А также невыполнение спортивных нормативов выпускниками школ, общее физическое и волевое ослабление, распространение наркомании и педерастии.

Конечно, взаимосвязь между сплошным железобетоном и снижением качества жизни труднодоказуема и нет прибора, который показал бы стрелкой, что человеку в железобетоне жить противопоказано. Эффект не мгновенный и не обязательный для всех, статистический. Кто-то скажет, что двадцать лет живёт в железобетонном доме и прекрасно себя чувствует. Может быть.

Но вспомните, последние бунты арабской молодёжи в Париже, перевёрнутые и сожжённые автомобили и автобусы. Это были кварталы сплошной застройки железобетонными коробками, арабское гетто. Настоящие французы живут в нормальных домах, а не в свинарниках.

Нынешняя массовое железобетонное строительство это бомба под будущее физическое и социальное здоровье нации. Один дом погоды не делает, но массив многоэтажных железобетонных гробов создаёт кладбище.

Несколько лет назад я оказался в Новокосино, на самом краю жилого массива. Вокруг колышется лес. А большой двор между высотными домами абсолютно "лысый". В чём дело? Мне отвечают: много раз высаживали деревья - они погибают. Деревья отказываются расти среди железобетона! А человеку жить можно?

Возможно, лет через 20, практика поселения людей для постоянного проживания в железобетон будет признана преступлением против человечества.

Разумеется, я переселился в кирпичный дом. Слава богу, город Юбилейный пока не замурован в железобетон. Но дома ветшают и будут сноситься. Что придёт им на смену? Тенденции не радуют. Рядом с моим домом, буквой "Г", выстроен типичный семнадцатиэтажный железобетонный гроб. Там во дворе растут восемь высоких красивых елей ... А ещё торчат семь пеньков от умерших елей. Представляю, как красива была рощица из пятнадцати деревьев. Сейчас баланс жизни и смерти: 50 на 50. А что будет дальше? Новокосино? Лысый двор?

Москва, как субъект федерации исчерпала свой земельный ресурс и вынуждена строить "у себя на голове". А сумасшедшие деньги продолжают требовать вложений в недвижимость. Количество пожаров исторических зданий на самых рыночных местах столицы перешло границы приличий. Природа в Москве уже убита. Зелень только обозначает своё присутствие, симулирует самоё себя, энергии жизни за ней нет. Взять листик - он тонок, дистрофичен. Растереть лист и понюхать - запах слабый и нездоровый. Саженцы не приживаются. К чему это приведёт, известно по другим мегаполисам капиталистического мира. Нам надо не тянуться за Москвой, не подражать ей высотками, а избегать её болезней.

Необходимо убрать автотранспорт со дворов и в первую очередь с газонов - лёгких города. Природа в Юбилейном не убита, но силы её не бесконечны. Если сгибать палку, она поначалу лишь слегка изменяет свою форму, а потом, бац, и с треском ломается. Я уже видел экологическую катастрофу. На Шарикоподшипниковской, где прожил многие годы, до сноса дома. Собственно снесён был целый неблагополучный район. Это место напротив 1-ГПЗ и Шинного завода. Дома стояли с тридцатых годов, газоны были устроены не вокруг домов, а между домами, на них росли могучие деревья. А под окнами - асфальт. С ужасом вспоминаю, как у меня прямо под подоконником (я жил на втором этаже) парковался "Камаз". А ночью зимой и с включённым мотором - водитель спал в кабине. "Камазов" во дворах было много. Заградительные бетонные блоки они сталкивали на обочину и парковались во дворах.

Загрязнения от производств и от транспорта накапливались в почве и через гнилые трубы попадали в водопровод. Место стало совершенно гиблое. Жители страдали разными болезнями, самая распространённая - алкоголизм, массовое и хроническое пьянство. Могучие деревья на газонах стали буквально разваливаться на части - стволы у них сгнили. Сейчас там всё снесено и отстроены новые дома с большими и огороженными газонами. Выглядит прилично, но жить в этом месте я бы и врагу не посоветовал. В пределах МКАД природа в Москве убита, осталась одна видимость, симуляция флоры. Сами московские начальники в Москве не живут, а где живут, там дома не железобетонные.

Понятно, почему Москва строит "башни". Но зачем они в области? При сильной губернаторской власти можно было бы перейти к равномерной застройке области двух-, трёх- и четырёхэтажными домами красного кирпича. Я говорю о фундаментальных домах на сто лет, на несколько поколений семьи. Чего у нас нет? Земли? Красного кирпича? Трудовых ресурсов? Денег? Ума? Требуется только понимание и политическая воля. При этом статус города в области должен быть приближен к статусу района Москвы, область поделена на округа (с выделением подмосковного кольца) и возможно с назначением полномочных представителей Губернатора в эти округа.

В языке нашем сохранилось выражение "уходить дворами", что означает "использовать пути, известные только местным жителям". Двор - это квазизамкнутое пространство, рождающее чувство общности жителей соседних домов и дающее им защиту. Другое известное выражение: "драка двор на двор". Драки остались, а дворов, дающих защиту, больше нет. Иногда ещё говорят "со стороны двора", но двора собственно нет. Победила лёгкость доступа, двор распался. Ещё одна опора в структуре личности рухнула. Нет родного дома и нет родного двора. С чего теперь начинаться родине?

Я успел пожить в Москве у бабушки в деревянном доме на улице Бурденко. Дому было лет двести и он был частью настоящего двора. Сейчас всё там уничтожено. Я запомнил, бабушка говорила, что раньше у двора были ворота. Во время революционных потрясений жители двора запирали ворота на большой засов и тем спасали и себя и своё имущество. Сейчас от начальства и простых бандитов спрятаться негде. Всё нараспашку.

А в Королёве дворики ещё сохранились и двухэтажные домики хоть и сыпятся, но ещё стоят, сохраняя дух прошедшего времени и ауру живой жизни ушедших людей. С неба гигантскими кучами кала упали чудовищные небоскрёбы, по-впечатлению страшнее Пентагона, хотя и не пятиугольные. Земля вокруг этих домов забетонирована и кажется, что просела под их тяжестью, растительность чахнет. Но стоит нырнуть в переулок и попадаешь в иной мир, мир старых двориков, где земля соединяется с небом и можно рукой потрогать космос.

Скоро эти дворики будут перемолоты стальными челюстями свободного рынка. Всё будет забетонировано. Может ли губернатор сотворить чудо и остановить неумолимый, всёубивающий финансовый поток?

В Юбилейном от старого времени сохранился сруб музыкальной школы. Снеси его - и розорвётся последняя ниточка связывающие времена, ничего не останется реального. Все уйдём в интернет.

О других предложениях читайте на http://mi.anihost.ru
Николай Михайленко